Ubuntu logo

Packaging Guide

3. Распределенная разработка Ubuntu — введение

Это руководство фокусируется на работе с пакетами с использованием метода Ubuntu Distributed Development (UDD).

Ubuntu Distributed Development (UDD) — это новая технология разработки пакетов Ubuntu, использующая инструменты, процессы и последовательности действий, характерные для типичной схемы разработки программ, основанной на распределённой системе управления версиями (DVCS). DVCS, используемая в UDD — это Bazaar.

3.1. Ограничения традиционных методов создания пакетов

Традиционно пакеты Ubuntu хранятся в архивных tar-файлах. Традиционный пакет исходного кода состоит из tar-файла с исходным кодом из апстрима, “debian” tar-файла (или сжатого diff-файл для более старых пакетов), содержащего набор входных файлов для создания пакета, и файла .dsc с метаданными. Чтобы посмотреть на традиционный пакет, выполните команду:

$ apt-get source kdetoys

Она загрузит исходники из апстрима kdetoys_4.6.5.orig.tar.bz2, набор входных файлов kdetoys_4.6.5-0ubuntu1.debian.tar.gz и метаданные kdetoys_4.6.5-0ubuntu1~ppa1.dsc. Если у вас установлен dpkg-dev, она извлечёт их содержимое и предоставит вам пакет исходного кода.

Традиционные методы создания пакетов отредактируют и загрузят эти файлы. Однако это дает ограниченные возможности для сотрудничества с другими разработчиками, изменения должны передаваться через файлы diff без центрального способ отслеживания них, плюс два разработчики не могут вносить изменения одновременно. Поэтому большинство команд разработчиков перешли от традиционного метода создания пакетов к системе контроля версий. Это позволяет нескольким разработчикам работать над пакетом сообща. Однако нет прямой связи между системы контроля версий и архивом пакетов, поэтому их необходимо будет вручную синхронизировать. Поскольку каждая команда работает в собственной системе контроля версий перспективный разработчик должен сначала разобраться где, что и как получить пакет, прежде чем они смогут работать с этим пакетом.

3.2. Распределенная разработка Ubuntu

С Ubuntu Distributed Development все пакеты в архиве Ubuntu (и Debian) автоматически импортируются в ветки Bazaar на нашем сайте хостинга кода Launchpad. Изменения можно вносить напрямую в эти ветки шагами увеличения любым пользователем, у которого есть доступ. Изменения также можно вносить в раздвоенные ветки и соединять из обратно при помощи Предложений и Слиянии (Merge Proposals), когда они станут достаточно большими для рассмотрения, либо если созданы кем-либо без прямого доступа.

UDD ветки все находятся в стандартном местоположении, поэтому отладка будет легкой:

$ bzr branch ubuntu:kdetoys

История объединений включает две отдельные ветки, одну для источника апстрима и другую, которая добавит директорию пакета debian/:

$ cd kdetoys
$ bzr qlog

(Эта команда использует в качестве графического интерфейса qbzr. Для вывода в консоль, запустите log вместо qlog.)

./_images/kdetoys-udd-branch.png

UDD ветка kdetoys помечает полный пакет для каждой версии, загруженной в Ubuntu серыми кругами и версии источника апстрима - зелеными. Версии помечаются либо версиями Ubuntu (например, 4:4.2.29-0ubuntu1) или для веток апстрима - версией апстрима (upstream-4.2.96).

Многие пакеты Ubuntu основаны на пакетах в Debian, UDD также импортирует и пакет Debian в наши ветки. В ветке kdetoys выше версии Debian из unstable после объединения помечены синими кружочками, в то время как из Debian experimental после объединения помечены желтыми. Релизы Debian помечены номерами своих версий, например, 4:4.2.2-1.

Таким образом из UDD-ветки вы можете увидеть полную историю изменений пакета и сравнить любые две версии. Например, чтобы увидеть различия между версией 4.2.2 в Debian и 4.2.2 в Ubuntu, используйте:

$ bzr qdiff -r tag:4:4.2.2-1..tag:4:4.2.2-1ubuntu1

(Эта команда использует графический интерфейс qbzr. Запустите diff вместо qdiff для вывода в консоль.)

./_images/kdetoys-udd-diff.png

Здесь мы можем ясно увидеть, что было изменено в Ubuntu по сравнению с Debian-версией. Очень удобно.

3.3. Bazaar

Ветки UDD используют Bazaar — распределённую систему управления версиями, которая проста в использовании для тех, кто знаком с такими популярными системами, как Subversion, и в то же время предоставляет всю мощь Git.

Чтобы сделать пакет с UDD Вам нужно знать основы использования Bazaar для управления файлами. Для получения базовых навыков работы с Bazaar смотрите Пятиминутное обучение Bazaar и Руководство по использованию Bazaar.

3.4. Ограничения UDD

Ubuntu Distributed Development — новый метод работы с пакетами Ubuntu. В настоящее время он имеет некоторые существенных ограничения:

  • Создание полной ветки с историей может отнять много времени и сетевых ресурсов. Возможно Вам быстрее будет сделать легкую отладку bzr checkout --lightweight ubuntu:kdetoys, но тогда потребуется сетевой доступ для любых дальнейших операций bzr.

  • Работа над патчами очень кропотливая. Патчи можно рассматривать как разветвленную переработку системы управления, таки образом мы получаем RCS поверх RCS.

  • Нет способа создавать билды напрямую из веток. Нужно создавать исходный пакет и загружать его.

  • Некоторые пакеты не были успешно импортированы в ветки UDD. Последние версии Bazaar автоматически будут уведомлять вас в случае возникновения подобной ситуации. Перед началом работы с веткой Вы можете вручную поставить отметку status of the package importer.

Над всем вышеперечисленным сейчас ведется работа и ожидается, что UDD вскоре станет основным способом работы над пакетами Ubuntu. Тем не менее, сейчас большинство команд Ubuntu еще не работали с ветками UDD. Но так как UDD ветки являются тем же самым, как и пакеты в архиве, любой команде не составит труда с ними работать.

Ubuntu logo

Packaging Guide

3. Ubuntu Distributed Development — Introduction

This guide focuses on packaging using the Ubuntu Distributed Development (UDD) method.

Ubuntu Distributed Development (UDD) is a new technique for developing Ubuntu packages that uses tools, processes, and workflows similar to generic distributed version control system (DVCS) based software development. The DVCS used for UDD is Bazaar.

3.1. Traditional Packaging Limitations

Traditionally Ubuntu packages have been kept in tar archive files. A traditional source package is made up of the upstream source tar, a “debian” tar (or compressed diff file for older packages) containing the packaging and a .dsc meta-data file. To see a traditional package run:

$ apt-get source kdetoys

This will download the upstream source kdetoys_4.6.5.orig.tar.bz2, the packaging kdetoys_4.6.5-0ubuntu1.debian.tar.gz and the meta-data kdetoys_4.6.5-0ubuntu1~ppa1.dsc. Assuming you have dpkg-dev installed it will extract these and give you the source package.

Traditional packaging would edit these files and upload. However this gives limited opportunity to collaborate with other developers, changes have to be passed around as diff files with no central way to track them and two developers can not make changes at the same time. So most teams have moved to putting their packaging in a revision control system. This makes it easier for several developers to work on a package together. However there is no direct connection between the revision control system and the archive packages so the two must be manually kept in sync. Since each team works in its own revision control system a prospective developer must first work out where that is and how to get the packaging before they can work on the package.

3.2. Ubuntu Distributed Development

With Ubuntu Distributed Development all packages in the Ubuntu (and Debian) archive are automatically imported into Bazaar branches on our code hosting site Launchpad. Changes can be made directly to these branches in incremental steps and by anyone with commit access. Changes can also be made in forked branches and merged back in with Merge Proposals when they are large enough to need review or if they are by someone without direct commit access.

UDD branches are all in a standard location, so doing a checkout is easy:

$ bzr branch ubuntu:kdetoys

The merge history includes two separate branches, one for the upstream source and one which adds the debian/ packaging directory:

$ cd kdetoys
$ bzr qlog

(This command uses qbzr for a GUI, run log instead of qlog for console output.)

./_images/kdetoys-udd-branch.png

This UDD branch of kdetoys shows the full packaging for each version uploaded to Ubuntu with grey circles and the upstream source versions with green circles. Versions are tagged with either the version in Ubuntu such as 4:4.2.29-0ubuntu1 or for the upstream branch with the upstream version upstream-4.2.96.

Many Ubuntu packages are based on the packages in Debian, UDD also imports the Debian package into our branches. In the kdetoys branch above the Debian versions from unstable are from the merge with blue circles while those from Debian experimental are from the merge with yellow circles. Debian releases are tagged with their version number, e.g., 4:4.2.2-1.

So from a UDD branch you can see the complete history of changes to the package and compare any two versions. For example, to see the changes between version 4.2.2 in Debian and the 4.2.2 in Ubuntu use:

$ bzr qdiff -r tag:4:4.2.2-1..tag:4:4.2.2-1ubuntu1

(This command uses qbzr for a GUI, run diff instead of qdiff for console output.)

./_images/kdetoys-udd-diff.png

From this we can clearly see what has changed in Ubuntu compared to Debian, very handy.

3.3. Bazaar

UDD branches use Bazaar, a distributed revision control system intended to be easy to use for those familiar with popular systems such as Subversion while offering the power of Git.

To do packaging with UDD you will need to know the basics of how to use Bazaar to manage files. For an introduction to Bazaar see the Bazaar Five Minute Tutorial and the Bazaar Users Guide.

3.4. Limitations of UDD

Ubuntu Distributed Development is a new method for working with Ubuntu packages. It currently has some notable limitations:

  • Doing a full branch with history can take a lot of time and network resources. You may find it quicker to do a lightweight checkout bzr checkout --lightweight ubuntu:kdetoys but this will need a network access for any further bzr operations.
  • Working with patches is fiddly. Patches can be seen as a branched revision control system, so we end up with RCS on top of RCS.
  • There is no way to build directly from branches. You need to create a source package and upload that.
  • Some packages have not been successfully imported into UDD branches. Recent versions of Bazaar will automatically notify you when this is the case. You can also check the status of the package importer manually before working on a branch.

All of the above are being worked on and UDD is expected to become the main way to work on Ubuntu packages soon. However currently most teams within Ubuntu do not yet work with UDD branches for their development. However because UDD branches are the same as the packages in the archive any team should be able to accept merges against them.